27 января-День блокады Ленинграда
«Водитель дороги жизни»
Кувандычане – участники Великой Отечественной войны покрыли неувядаемой славой свои имена и прославили родной Кувандыкский район. 11 героев Советского Союза и 1 героя РФ дала Родине Кувандыкская земля. Но были и другие, не менее героические люди, защищавшие наше Отечество.
Сегодня, 27 января 2021 г. исполняется 77 года со дня снятия блокады с Ленинграда.
Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности. Через много лет после прорыва блокады Ленинграда многие историки, да и простые обыватели, задавались вопросом - можно ли было избежать этого кошмара? Избежать - видимо, нет. Для Гитлера Ленинград был "лакомым куском"- ведь здесь находится Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников, и в том случае, если бы город сдался, то был бы разрушен и стёрт с лица земли.
8 сентября 1941 года, в продолжение наступления фашистской армии, был захвачен город Шлиссельбург, таким образом, кольцо блокады замкнулось.
Воспоминания о блокаде Ленинграда людей, переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину. На город обрушился страшный голод. Обесценились деньги и драгоценности. Эвакуация началась еще осенью 1941 года, но лишь в январе 1942 года появилась возможность вывести большое количество людей, в основном женщин и детей, через Дорогу Жизни. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди.
С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни - пульс блокадного Ленинграда. Летом - водный, а зимой - ледовый путь, соединяющий Ленинград с "большой землёй" по Ладожскому озеру. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.
Наш кувандычанин Иван Павлович Михайлюк был водителем «Дороги жизни». Под бомбежками по непрочному льду возил его грузовик хлеб и боеприпасы в Ленинград, а из осажденного города вывозил на «большую землю» раненых и детей. О его смелости, находчивости и водительском мастерстве говорят документы – выписки из приказов, в которых водителю Михайлюку объявляются благодарности. «За участие в героической обороне Ленинграда Михайлюк Иван Павлович Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 г. награжден медалью «За оборону Ленинграда»». Медаль вручена 4 сентября 1943 г.
Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей "Дорога жизни".